Характеристика сенсорной и моторной дислалии

Сенсорная и моторная дислалия

Сенсорная и моторная дислалия – две формы функционального речевого нарушения, в основе которых лежат нейродинамические дефекты работы центрального речевого аппарата. Они имеют одинаковые причины, но проявляются абсолютно по-разному, поэтому для их устранения используются разные коррекционные методы.

Отличия сенсорной и моторной дислалии от других форм

Рассматривать особенности сенсорной и моторной дислалии следует не только в сравнении нарушений между собой, но и с другими видами логопедических проблем. Общая картина различий представлена в таблице ниже.

Нарушение Основная проблема Методы коррекции
Моторная дислалия Нарушения в работе речедвигательного анализатора приводят к невозможности выполнения артикуляционных задач Развитие речевой моторики с дальнейшей постановкой звуков
Сенсорная дислалия Нарушения в работе речеслухового анализатора приводят к проблемам в фонематическом восприятии Развитие фонематического восприятия и постановка звуков
Сенсомоторная дислалия Сочетание нарушений в работе речедвигательного и речеслухового анализаторов Одновременная работа с речевой моторикой и фонематическим слухом и восприятием
Механическая дислалия Анатомически неправильное строение периферических органов речи Устранение анатомического дефекта и логопедическая работа
Стертая дизартрия Негрубое нарушение иннервации артикуляторных органов Неврологическое лечение и логопедическое воздействие

Важно! Сенсорная и моторная дислалия у детей и другие логопедические проблемы лечатся по единой схеме, но с акцентом на основную причину нарушения.

Логопедическая работа при сенсорной дислалии

Причины сенсорной и моторной дислалии

В основе функциональных логопедических нарушений могут лежать как социально-педагогические, так и биологические факторы. В числе прочего среди причин болезни выделяют:

  1. Общее физическое ослабление.
  2. Неправильное речевое воспитание.
  3. Задержку психического развития.
  4. Педагогическую запущенность.
  5. Незначительные проблемы со слухом.

Конкретной взаимосвязи между причинами и возникновением определенного вида нарушения не существует. Это значит, что любая из перечисленных проблем с одинаковой степенью вероятности может привести к сенсорной, моторной или сенсомоторной форме.

Строение речевого аппарата человека

Виды сенсорной и моторной дислалии

Несмотря на то, что механизмы сенсорной дислалии отличны от моторной, классифицируют их одинаково – по фонетическим дефектам произношения. Основываясь на этом факторе можно выделить:

  1. Гаммацизм – неправильное произношение Г
  2. Ротацизм — отсутствие звука Р
  3. Сигматизм – дефектное произношение одного или нескольких шипящих и свистящих
  4. Йотацизм – проблемы с произношением слов, в которых присутствует звук Й
  5. Ламбдацизм – отсутствие фонема Л
  6. Каппацизм – неправильное произношение К
  7. Хитизм – дефектное произношение фонема Х

Нарушение может касаться одного или нескольких фонемов. В дошкольном возрасте чаще встречается комбинированное сочетание. В большинстве случаев школе дефектное произношение сохраняется в отношении одного сонорного звука, хотя встречаются и более тяжелые формы.

Важно! Устранение дефектов проводится в едином порядке: от свистящих, к шипящим и сонорным, но не наоборот.

Лечение и коррекция сенсорной и моторной дислалии

Логопедическая работа в отношении нарушений начинается по-разному, но в итоге сводится к одинаковому воздействию. Пошаговая схема представлена ниже.

Схема лечения моторной и сенсорной дислалии

Развитие моторики и кинестетики

На этом этапе больного обучают совершать правильные движения периферическими органами речи, задействованными в произношении звуков. В результате формируется надежная артикуляционная база, используемая в дальнейшей работе.

Развитие фонематического восприятия

Коррекционная работа строится в несколько последовательных этапов:

  1. Узнавание неречевых фонемов.
  2. Различение особенностей голоса (тембра, высоты и так далее).
  3. Различение слов, максимально похожих по фонетическому строю
  4. Дифференциация слогов и фонем.
  5. Развитие аналитических навыков.

В результате прохождения всех стадий ребенок обучается различать схожие звуки и использовать в своей речи правильные.

Дальнейшая коррекция

Остальные этапы неизменны для любой формы логопедического нарушения, в том числе сенсорной и моторной дислалии. Сначала ребенка обучают правильным артикуляционным позам на этапе постановки звука. Делать это могут с помощью подражания или механически воздействуя на периферические органы.

Затем полученный звук автоматизируют в речи: начиная со слогов, слов, предложений, постепенно переходя к сложным скороговоркам, стихам, рассказам. Параллельно отслеживается использование нового фонема в обычной речи вне занятий с логопедом.

Скороговорки для коррекции дислалии

Далее ребенка обучают дифференцировать схожие звуки и выбирать нужную артикуляционную позу в тот или иной момент речи. Прогноз исправления дефекта в случае моторной и сенсорной дислалии при своевременной диагностике и коррекции благоприятен.

Профилактика сенсорной и моторной дислалии

Профилактические мероприятия не требуют какого-либо специального воздействия на ребенка. Достаточно следить за его здоровьем, не допуская частых болезней и ослабления организма, и обеспечивать хорошие условия для психического и речевого развития. Это значит, что родитель должен следить не только за детским произношением, но и своей речью каждый раз, когда это слышит ребенок. Правильная речь взрослых формирует основную артикуляционную базу ребенка. Больше внимания необходимо уделять чтению книг, пальчиковой и дыхательной гимнастике.

Видео

118