Содержание
Сенсорная и моторная дислалия – две формы функционального речевого нарушения, в основе которых лежат нейродинамические дефекты работы центрального речевого аппарата. Они имеют одинаковые причины, но проявляются абсолютно по-разному, поэтому для их устранения используются разные коррекционные методы.
Отличия сенсорной и моторной дислалии от других форм
Рассматривать особенности сенсорной и моторной дислалии следует не только в сравнении нарушений между собой, но и с другими видами логопедических проблем. Общая картина различий представлена в таблице ниже.
Нарушение | Основная проблема | Методы коррекции |
Моторная дислалия | Нарушения в работе речедвигательного анализатора приводят к невозможности выполнения артикуляционных задач | Развитие речевой моторики с дальнейшей постановкой звуков |
Сенсорная дислалия | Нарушения в работе речеслухового анализатора приводят к проблемам в фонематическом восприятии | Развитие фонематического восприятия и постановка звуков |
Сенсомоторная дислалия | Сочетание нарушений в работе речедвигательного и речеслухового анализаторов | Одновременная работа с речевой моторикой и фонематическим слухом и восприятием |
Механическая дислалия | Анатомически неправильное строение периферических органов речи | Устранение анатомического дефекта и логопедическая работа |
Стертая дизартрия | Негрубое нарушение иннервации артикуляторных органов | Неврологическое лечение и логопедическое воздействие |
Важно! Сенсорная и моторная дислалия у детей и другие логопедические проблемы лечатся по единой схеме, но с акцентом на основную причину нарушения.
Причины сенсорной и моторной дислалии
В основе функциональных логопедических нарушений могут лежать как социально-педагогические, так и биологические факторы. В числе прочего среди причин болезни выделяют:
- Общее физическое ослабление.
- Неправильное речевое воспитание.
- Задержку психического развития.
- Педагогическую запущенность.
- Незначительные проблемы со слухом.
Конкретной взаимосвязи между причинами и возникновением определенного вида нарушения не существует. Это значит, что любая из перечисленных проблем с одинаковой степенью вероятности может привести к сенсорной, моторной или сенсомоторной форме.
Виды сенсорной и моторной дислалии
Несмотря на то, что механизмы сенсорной дислалии отличны от моторной, классифицируют их одинаково – по фонетическим дефектам произношения. Основываясь на этом факторе можно выделить:
- Гаммацизм – неправильное произношение Г
- Ротацизм – отсутствие звука Р
- Сигматизм – дефектное произношение одного или нескольких шипящих и свистящих
- Йотацизм – проблемы с произношением слов, в которых присутствует звук Й
- Ламбдацизм – отсутствие фонема Л
- Каппацизм – неправильное произношение К
- Хитизм – дефектное произношение фонема Х
Нарушение может касаться одного или нескольких фонемов. В дошкольном возрасте чаще встречается комбинированное сочетание. В большинстве случаев школе дефектное произношение сохраняется в отношении одного сонорного звука, хотя встречаются и более тяжелые формы.
Важно! Устранение дефектов проводится в едином порядке: от свистящих, к шипящим и сонорным, но не наоборот.
Лечение и коррекция сенсорной и моторной дислалии
Логопедическая работа в отношении нарушений начинается по-разному, но в итоге сводится к одинаковому воздействию. Пошаговая схема представлена ниже.
Развитие моторики и кинестетики
На этом этапе больного обучают совершать правильные движения периферическими органами речи, задействованными в произношении звуков. В результате формируется надежная артикуляционная база, используемая в дальнейшей работе.
Развитие фонематического восприятия
Коррекционная работа строится в несколько последовательных этапов:
- Узнавание неречевых фонемов.
- Различение особенностей голоса (тембра, высоты и так далее).
- Различение слов, максимально похожих по фонетическому строю
- Дифференциация слогов и фонем.
- Развитие аналитических навыков.
В результате прохождения всех стадий ребенок обучается различать схожие звуки и использовать в своей речи правильные.
Дальнейшая коррекция
Остальные этапы неизменны для любой формы логопедического нарушения, в том числе сенсорной и моторной дислалии. Сначала ребенка обучают правильным артикуляционным позам на этапе постановки звука. Делать это могут с помощью подражания или механически воздействуя на периферические органы.
Затем полученный звук автоматизируют в речи: начиная со слогов, слов, предложений, постепенно переходя к сложным скороговоркам, стихам, рассказам. Параллельно отслеживается использование нового фонема в обычной речи вне занятий с логопедом.
Далее ребенка обучают дифференцировать схожие звуки и выбирать нужную артикуляционную позу в тот или иной момент речи. Прогноз исправления дефекта в случае моторной и сенсорной дислалии при своевременной диагностике и коррекции благоприятен.
Профилактика сенсорной и моторной дислалии
Профилактические мероприятия не требуют какого-либо специального воздействия на ребенка. Достаточно следить за его здоровьем, не допуская частых болезней и ослабления организма, и обеспечивать хорошие условия для психического и речевого развития. Это значит, что родитель должен следить не только за детским произношением, но и своей речью каждый раз, когда это слышит ребенок. Правильная речь взрослых формирует основную артикуляционную базу ребенка. Больше внимания необходимо уделять чтению книг, пальчиковой и дыхательной гимнастике.
Видео
118