Причины возникновения ЗПР и ее формы

Причины и формы ЗПР

Когда ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии выполнить некоторые психические функции на уровне установленных норм, речь идет о задержке психического развития. Такие дети отстают от своих сверстников в эмоциональной, речевой и мыслительной деятельности, у них наблюдается нарушение памяти и внимания, а навыки поведения и формы саморегуляции не соответствуют их возрастной категории. Диагноз ЗПР зачастую ставится во время проверки готовности дошкольника к обучению в учебном заведении, вызывая у многих родителей панику и желание как можно больше узнать о непонятном для них виде расстройства.

Причины задержки психического развития

В медицине выделяется две основные причины возникновения ЗПР у детей. Каждая из них включает целый ряд факторов, провоцирующих замедление развития психических функций.

Причины задержки психического развития

Органические или биологические причины задержки психического развития детей, которые оказывают негативное влияние на формирование отделов головного мозга, отвечающих за интеллектуальную и эмоциональную деятельность. В эту группу врачи относят все патологии и состояния, сопровождающие период вынашивания и процесс рождения малыша:

  • тяжелые токсикозы;
  • хронические заболевания у беременных;
  • болезни инфекционного и воспалительного характера, негативно отражающие на формирование плода и требующие приема сильнодействующих лекарственных препаратов (краснуха, грипп, паротит и другие);
  • несовместимость резус-факторов крови у родителей;
  • угроза преждевременного прерывания беременности и рождение недоношенного ребенка;
  • механические родовые травмы по причине непрофессионализма акушеров;
  • ранее отхождение околоплодных вод, повышающие риск гипоксии и асфиксии плода;
  • индивидуальные особенности будущей мамы (возраст, вес, психологический настрой).

Все эти факторы приводят к рождению физически ослабленных деток с различными поражениями нервной системы. Такие мальчики и девочки на ранних этапах своей жизни склонны к инфекционным и простудным соматическим заболеваниям, задержке в психомоторном развитии, аллергическим реакциям, они отстают в росте и весе. Вероятность диагностировать замедление темпов развития психики у ребенка повышается в том случае, если подобные признаки присущи его родителям, и передаются ему генетически.

Биологические причины ЗПР

Другой основной причиной ЗПР являются социально-педагогические условия, в которых проживает и воспитывается ребенок. Это, прежде всего, неблагополучные семьи или социальные дома, в которых дети не получают достаточно внимания и ограничены в возможности полноценного общения и обучения. К различным формам отклонения и торможению в эмоциональной сфере приводит не только запущенность ребенка со стороны семьи или опекунов, но также и излишняя опека ним. Авторитарные, требовательные, контролирующие каждый шаг малыша родители подавляют его волевые качества и лишают возможности самостоятельно развиваться в соответствии с возрастом.

Важно! Причиной возникновения задержки психического развития зачастую становится внутриутробное кислородное голодание плода в процессе своего развития. Недостаточное количество кислорода не поступает по вине матери, которая продолжает курить и употреблять алкогольные напитки во время беременности.

Основная причина ЗПР - кислородное голодание плода при беременности

Классификация форм задержки психического развития

Основные формы ЗПР были систематизированы и изложены в 1982 году детским психиатром Лебединской К.С. Классификация включает в себя четыре группы детей, с общими причинами возникновения и проявления признаков задержки развития психики.

Легкая форма ЗПР или ЗПР конституционного генеза. При этой форме заболевания наблюдается психический и психофизический инфантилизм. Поведение и физические данные ребенка не характерны для его хронологического возраста и сохраняют черты «детскости».  Детки с таким диагнозом имеют хрупкое телосложение, быстро устают, эмоционально нестабильны, у многих недоразвита познавательная деятельность. Обучению и чтению книг они предпочитают активные, подвижные игры.

Формы задержки психического развития детей соматогенного происхождения формируются в результате перенесенных тяжелых патологий. Хронические заболевания угнетают функции ЦНС и становятся причиной физической и психической астении. Длительные периоды лечения под постоянным контролем со стороны взрослых, делают таких детей робкими, неуверенными, не способными к общению со сверстниками.

Формы задержки психического развития детей

Формы ЗПР у детей психогенного генеза, в зависимости от причин их возникновении, подразделяются на три группы.

Безнадзорность Гиперопека Психическое и физическое насилие
  • психическая неустойчивость;
  • отсутствие интересов, связанных с умственной деятельностью;
  • повышенная эмоциональная реакция;
  • дефицит знаний и навыков для обучения по обычной школьной программе
  • отсутствие понимания чувства долга и ответственности;
  • внушаемость;
  • импульсивность;
  • эгоцентризм;
  • потребность в опеке и посторонней помощи
  • безволие;
  • проявления внезапной агрессии;
  • нерешительность;
  • безынициативность;
  • резкая смена настроения;
  • скрытность;
  • нервозные состояния;
  • повышенный уровень страха и тревожности

Самой распространенной формой задержки психического развития является вариант церебрально-органического происхождения. Причина, по которой дети включаются в эту группу – слабое протекание нервных процессов в коре головного мозга. Недостаточное функционирование нервной системы делает маленького человека неуравновешенным, не умеющим придерживаться установленных правил общения с детьми и взрослыми, легко выражающим грубость без раскаяния и сожаления. В тоже время подобная форма задержки развития присваивается детям медлительным и нерешительным, которым трудно привыкнуть к незнакомым людям, они болезненно воспринимают все замечания и неудачи.

ЗПР церебрально органического происхождения

Примечание. Церебрально-органическая форма задержки психического развития диагностируется почти у 90% детей с подобными видами расстройств. В большинстве случаев причиной эмоционально-волевой незрелости выступают ситуации, повлекшие нарушения в работе нервной системы ребенка.

Каковы бы не были формы и причины ЗПР у детей, нельзя говорить о необратимости психического недоразвития. При правильной организации процесса воспитания и обучения, проблема задержки развития решается в короткие сроки. Страшный диагноз должен стать для родителей не поводом для волнений, а сигналом о необходимости дополнительных занятий с малышом с привлечением специалистов, деликатного и внимательного отношения к нему как отдельной личности.

Видео

016